Дозирование тренировочной нагрузки – это важнейшая составляющая часть в советской системе подготовки тяжелоатлетов. Для оценки тренировочной нагрузки применяются различные критерии: объем, интенсивность, подъемы максимальных и субмаксимальных весов, количество и темп подъемов штанги, количество и очередность различных упражнений, режимы мышечной деятельности, интервалы отдыха между подходами и прочее.
Главный показатель тренировочной нагрузки по мнению Аркадия Воробьева – ее адекватность или целесообразность. Подбор тренировочной нагрузки осуществляется, исходя из самочувствия, уровня атлета и других показателей. А. С. Медведев связывает рост уровня спортивного мастерства с повышением совокупной тренировочной нагрузки.
Одним из ключевых показателей тренировочной нагрузки является ее объем. Объем тренировочной нагрузки – это прежде всего ее количественный показатель, который характеризует, соответственно, количество поднятых на тренировке тонн (тоннаж) или количество подъемов штанги (КПШ). Очевидно, что тренировочный объем не позволяет судить о качестве тренировочной работы или ее характере. Для этой цели служат качественные показатели нагрузки.
Тренировочный объем может рассчитываться как под отдельно взятое упражнение в рамках тренировки, так и под целую тренировку, неделю, месяц, год и так далее.
Для каждого спортсмена, в зависимости от его уровня, объем подбирается индивидуально. Недостаточный объем спровоцирует недобор результата атлетом, в неполной степени раскроет его потенциал как с позиции совершенствования физических качеств, так и с позиции совершенствования технического мастерства. Что же касается избыточного объема, то здесь лучшим пояснением будут слова Аркадия Воробьева:
Планирование тренировочного объема начинается с определения значений в месячном цикле подготовки. Чем выше уровень атлета, тем большие значения КПШ и тоннажа будут использоваться в месячном цикле подготовки. Так, у спортсменов III спортивного разряда оптимально применение 986 подъемов или 70 тонн в месячном цикле подготовки. У мастеров же спорта эти значения выше: 1306 подъемов и 139 тонн соответственно. Так как с ростом квалификации атлета значительно увеличивается вес штанги с которым ведется работа, повышение тоннажа более выражено и в рассматриваемом примере составляет практически двукратное повышение. В тоже время количество подъемов выросло не так значительно – лишь на 32%.
Планирование нагрузки в месячных циклах зависит от ряда факторов, куда можно отнести уровень спортсмена, наличие в близлежащей перспективе важных соревнований и других. Количественные показатели нагрузки определяются индивидуально для каждого атлета, чему свидетельствуют большие значения коэффициента вариации. Возможно включение как разгрузочных периодов, так и наоборот ударных месяцев, где нагрузка намеренно поднимается выше средних значений.
Следующим шагом планирования тренировочного объема идет распределение нагрузки в недельных циклах подготовки. Распределяется объем неравномерно – с целью избегания адаптации организма к однообразным и монотонным нагрузкам распределение идет с выделением пиков и спадов нагрузки. Такая структура является оптимальной для постоянного повышения нагрузки у спортсменов.
Исследования Анатолия Черняка дали возможность выделить четкие параметры процентного разделения месячного объема на недели. Так, используются различные комбинации процентного разделения месячного объема по неделям с применением следующих значений: 35, 28, 22, 15%. За счет использования различных комбинаций данных процентов в рамках месяца по неделям могут быть составлены различные варианты разделения: постепенный, скачкообразный и комбинированный. Например, вариант, когда на I неделе тренировочный объем 35%, на II – 28%, на III – 22% и на IV – 15% характеризует постепенное снижение тренировочного объема. Вариант же: I – 15%, II – 28%, III – 22%, IV – 35% отражает скачкообразное разделение тренировочного объема в рамках недельных циклов подготовки.
Один из ключевых принципов организации тренировочного процесса в советской школе – это вариативность. Вариативность предполагает такое распределение нагрузки, которое сводит к минимуму ее монотонность, обеспечивает постоянную ротацию методов, которые в свою очередь позволяют постоянно совершенствовать физические качества. Принципу вариативности отводится ключевое значение в трудах многих методистов советской школы – по их мнению постоянное видоизменение нагрузки по известным принципам – это залог неуклонного роста спортивных результатов и поддержания оптимального самочувствия занимающихся, стимулирования дополнительного интереса к занятиям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий