пятница, 25 декабря 2015 г.

Режим мышечной деятельности и основы спортивной тренировки

Известно, что существуют три вида режима мышечной деятельности: 1) динамический, называемый также миометрическим, характерный для динамической работы, при которой происходят изменения длины мышц без изменения их тонуса; 2) изометрический, или статический, при котором изменяется тонус мышц, но не меняется их длина; 3) плиометрический, характерный для уступающей работы. Каждый из приведенных режимов может применяться для развития силы мышц. Все советские методисты тяжелой атлетики сходятся во мнении, что разумное комбинирование данных методов принесет значительно больший результат, чем акцентированное использование лишь одного.
Рывок
Рывок — темповое движение, требующее значительной скорости. Тем не менее, при совершенствовании техники или совершенствования физических качеств, могут использоваться статические или изометрические упражнения — это значительно улучшает продуктивность тренировочного процесса.
Традиционной для советских штангистов считалась такая схема тренировочных занятий, когда в течение недели выполнялось 3 тренировки, но нужно сказать, что с повышением квалификации тяжелоатлетов повышается и тренировочный объем – в этих условиях необходимо увеличивать количество недельных тренировок, которое может достигать 5-6 в неделю. Нужно сказать, что сам тренировочный график достаточно гибкий и ключевыми показателями являются значение объема нагрузки за месяц или неделю. Исходя из этого показателя определяется количество тренировочных занятий. По этой причине количество недельных тренировок может динамически изменяться с течением подготовки.
Если говорить о структуре тренировки, то ее разделяют на три основных составляющих: первая часть занятия (разминка), вторая часть (основная) и третья часть (завершающая).
Первая часть занятия. Подготовка организма к напряженной деятельности требует определенного времени. В отдельных органах и системах не сразу наступает готовность к выполнению упражнений большой мощности. Настраивание организма на предстоящую деятельность происходит в процессе разминки.
В первой части занятия применяют ходьбу, ходьбу, чередуемую с бегом, бег, различные прыжки, общеразвивающие гимнастические упражнения без предмета и с предметами, имитационные и подготовительные упражнения, упражнения из спортивных игр, упражнения для развития специальной гибкости и др. Выбор средств для проведения разминки очень велик. Ее продолжительности – 15-20 мин, на этапе начальной подготовки – до 30 мин, поскольку в разминке решаются и задачи общефизического развития.
Нужно следить за тем, чтобы занимающиеся хорошо разогрели все суставы. Важно подбирать упражнения, улучшающие общее эмоциональное состояние. По окончании первой части занятия тяжелоатлеты не должны чувствовать заметной усталости.
Вторая часть занятия – основная. Ее продолжительность зависит от числа и особенностей упражнений, у тяжелоатлетов высокой квалификации она удлиняется. Здесь главными будут упражнения со штангой.
Третья часть занятия. Для организованного окончания занятия и постепенного приведения организма спортсмена в относительно спокойное состояние служит заключительная часть. Ее продолжительность – 4-6 мин. Рекомендуется спокойный бег, ходьба, упражнения на растягивание (в висе), упражнения на расслабление, упражнения на внимание. В конце занятия тренер подводит итоги и дает задание на дом.
А. С. Медведев «Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике», 1986.
В ходе основной части тренировки атлеты выполняют тренировочные упражнения со штангой. Осуществляется определенное количество подъемов штанги необходимого веса – это определяет объем и интенсивность тренировки. Интервалы отдыха между подходами к штанге позволяют снизить накапливающееся утомление. Они вариативны и зависят от самого упражнения — его тяжести, режима исполнения и веса, а также от состояния атлета. Индивидуальное ощущение готовности к подходу – достаточно точный индикатор выбора времени продолжительности паузы между подходами.
В ходе тренировочных занятий тренеры должны не только решать задачи спортивной подготовки, но и способствовать воспитанию волевых качеств. К волевым качествам относятся настойчивость, упорство в достижении поставленной цели, воля к победе, стойкость и выдержка при преодолении трудностей, решимость, смелость, дисциплинированность и прочее. Спортивная тренировка – это сложный и многогранный педагогический процесс, который в числе прочего носит и воспитательные цели. Так, на ряду с улучшением общей физической подготовленности, развитием физических качеств, формированием правильной техники, тренер должен воспитывать бойцовские качества, волю к победе, способствовать тому, чтобы атлеты не боялись новых весов, стремились постоянно улучшать свои результаты.
Выше уже упоминался термин «специальные физические качества» — это такие физические качества, которые напрямую влияют на спортивный результат в конкретной спортивной дисциплине. Так как тяжелая атлетика – это скоростно-силовой вид спорта, то особое внимание уделяется развитию силы и быстроты. Связь между этими физическими качествами наиболее тесная – развитие одного заметно влияет и на развитие другого. По данной причине сила и быстрота – наиболее приоритетные физические качества для тяжелоатлета.
Выносливость также необходима тяжелоатлету. Аркадий Воробьев приводит следующие мысли:
При тренировке на выносливость значительные изменения происходят в органах кровообращения и дыхания. При силовых упражнениях эти органы приспосабливаются к специфической мышечной деятельности без существенных морфологических изменений. Мышечная деятельность при выполнении силовых упражнений протекает почти что в анаэробных условиях, т. е. без достаточной доставки мышцам кислорода. А при беге, например, на длинные дистанции организм почти полностью обеспечивает работу мышцы необходимым количеством кислорода (кислородный долг растет очень медленно). Таким образом, влияние этих упражнений на организм совершенно различно, поэтому различна и реакция организма на них. Но это не значит, что спортсмену, стремящемуся развить силы, не нужна выносливость и ее не следует вырабатывать. Выносливость, особенно специальная, ему также необходима, но только развивать ее следует не в ущерб основному качеству. Развивают общую выносливость упражнениями малой интенсивности, которые благотворно влияют на функции дыхания и кровообращения, что необходимо и тяжелоатлету.
А. Н. Воробьев «Тяжелая атлетика», 1981
Наряду с улучшением физических качеств атлеты должны постоянно совершенствовать гибкость, улучшать координацию движений и развивать ловкость. Эти качества напрямую влияют на успешность и становление тяжелоатлета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий